Новости


28 марта в Научно-техническом музее истории трактора состоялась телеконференция «Тракторостроение: от паровика Кюньо до роботизированного комплекса», которая объединила представителей крупнейших предприятий машиностроительной и тракторостроительной отрасли Чувашии. Мероприятие прошло при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
 28.03.2024


В Музей истории трактора требуется техслужащая/техслужащий.
 14.03.2024






 

 


 

СХТЗ-НАТИ И ЕГО ПОТОМКИ

СХТЗ-НАТИ И ЕГО ПОТОМКИ

В 2012 году в Музее истории трактора побывал экскурсант из Италии. Более всего гостя из-за рубежа интересовал гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ. Иностранец признался, что давно мечтал познакомиться с легендарным трактором поближе, и наконец то эта возможность предоставилась в Чебоксарах. Особенно скрупулезно итальянец, как выяснилось представитель фирмы, производящей бульдозерные компоненты, изучал ходовую часть СХТЗ-НАТИ. Сфотографировал ее со всех сторон, а затем неожиданно изрек: «Вот за что всегда уважал и поныне уважаю русскую школу тракторостроения так за этот надежнейший узел – подвесную каретку с балансирной подвеской. За время учебы в техническом вузе и годы работы по выбранному профилю изучил самые разнообразные ходовые системы. И как профессионал в своей области заявляю – более гениальной и одновременно простой конструкции до ее изобретения не существовало!» 

                                                                                    Пробуксовка – вредный фактор 
В начале 30-х годов в нашей стране производился один тип пахотного трактора – машина СХТЗ 15/30, аналог заокеанского McCormick-Deering 15-30. «Американец», обладающий мощностью двигателя в 30 л.с., стал основной пахотной машиной на отечественных полях и позволил решить продовольственные проблемы государства. Несмотря на массу достоинств конструкции, у СХТЗ 15/30 имелся существенный недостаток. У советских специалистов, занимающихся механизацией аграрного сектора, по мере эксплуатации машины стало расти понимание – использование этого «колесника» на пахотных операциях в большинстве регионов нашей страны неэффективно. Если в американских штатах, например Иллинойсе или Калифорнии, период благоприятных температур для выращивания различных культур отличается длительной продолжительностью, то наша страна таким климатом не избалована. У нас каждый день на счету, на поле требуется «заходить» сразу, как только позволяют проводить вспашку агроусловия. СХТЗ 15/30, агрегатированный плугом, пробуксовывает на влажных почвах, так как у него мала площадь контакта с грунтом. А ведь возможность начать пахоту на 7-8 календарных дней раньше и позже уходить с полей осенью дает мощную прибавку в урожайности яровых и озимых культур пшеницы. Гусеничная машина лишена вышеупомянутого недостатка. Ее главный козырь – увеличение силы трения, а следовательно она имеет более высокое тяговое усилие при той же массе и объеме двигателя, что и у «колесника». Кроме того, гусеничная техника наносит меньший вред плодородному слою почвы. В Советском Союзе на момент 1935 года имелся гусеничный трактор – Сталинец-60. Но он обладал огромным уровнем мощности, избыточным для средних и мелких хозяйств. Советские разработчики пытались создать на базе СХТЗ 15/30 трактор с гусеничным ходом. Но машина получилась громоздкой и сложной. Поэтому в 1933 году специалисты Научного автотракторного института (НАТИ) командируются на Сталинградский тракторный завод с целью разработки нового гусеничного сельхозтрактора. Параллельно конструкторские работы по «гусеничнику» стартовали и на Харьковском тракторном заводе. 

                                                                                           Полностью отечественный 
Через два года напряженной работы сталинградские разработчики создали первые образцы гусеничной модели СТЗ-НАТИ. Некоторые исследователи, правда, утверждают, что создатели СТЗ-НАТИ позаимствовали ходовую систему у английского тягача «Carden-Loyd». Однако стоит взлянуть на обе машины и разница видна невооруженным взглядом: в отличие от «англичанина» наш СТЗ-НАТИ имеет аутентичную ходовую часть из четырех кареток с балансирной подвеской и цилиндрическими пружинами. Каретки великолепно копируют неровности пути, поэтому трактор имеет плавный ход, а воспринимаемые гусеничными движителями толчки достаточно эффективно смягчаются. Машина вдобавок получила 4-цилиндровый керосиновый двигатель мощностью 52 л.с., тоже отечественной разработки. Так что следует с гордостью отметить – трактор СТЗ-НАТИ стал первым массовым отечественным трактором, целиком и полностью разработанным нашими конструкторами до последнего винтика. Испытания СТЗ-НАТИ назначили на июль 1935 года. Инспектировать их прибыло руководство страны во главе с Иосифом Сталиным – это подчеркивает, сколь востребованной для экономики была сельскохозяйственная гусеничная машина. Сталинградский тракторный завод представил два варианта трактора – в пахотном и транспортном (с грузовой платформой сзади) исполнении. Харьковчане прибыли на конкурс с тракторами ГТ-35/40 (копия американского «McCormick-Deering TA-40») и В-30/40. На пахоте все конкурсанты показали себя примерно одинаково. Затем машины демонстрировали транспортные возможности. Харьковские тракторы гуськом прошли мимо трибун, аккуратно развернулись и вернулись назад. Затем настала очередь сталинградцев. Тракторы СТЗ-НАТИ проехали мимо руководителей правительства, развив скорость 35 км/час. Потом с ходу волчком развернулись на месте и молниеносно умчались обратно. Это произвело сильнейшее впечатление на всех. За рубежом подобных гусеничных тракторов не существовало – у иностранных образцов подобный кульбит запросто могли привести к разрушению ходовых тележек. А вот двухкатковые блокированные пружино-балансирные каретки подвески СТЗ-НАТИ без малейшего напряжения выдержали маневр. Неудивительно, что победу сталинградскому гусеничнику присудили единодушно, дав добро на серийное производство! 

                                                                                                                 Отец семейства 
К 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы завершили подготовку к производству новой модели – СХТЗ-НАТИ. 15 мая 1937 года на СТЗ сняли с конвейера последний СХТЗ 15/30 за №207036, а уже 11 июля предприятие выпустило первый серийный гусеничник. Харьковчане дали стране первую серийную машину 17 октября 1937 года. Производство трактора не прекращалось даже в годы войны – с 24 августа 1942 года тракторы под маркой АСХТЗ-НАТИ стали выпускаться на Алтайском тракторном заводе в г. Рубцовск. Создание СТЗ-НАТИ стало знаменательной вехой в истории отечественного машиностроения, доказавшей, что наша промышленность отныне способна самостоятельно разрабатывать и выпускать мощные и эффективные тракторы оригинальной конструкции. Неудивительно, что в 1938-м на Всемирной промышленной выставке в Париже СХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой – Гран-при. И в первую очередь жюри отметило практичность ходовой части трактора. Выпускался трактор до 1952 года. В нашей стране, а также в государствах восточной Европы, машина эксплуатировалась вплоть до середины 60-х годов. Немало послужил «Натик», как называли ласково трактор в СССР, в годы войны в артиллерии, буксируя тяжелые орудия. Наследниками СХТЗ-НАТИ стали впоследствии ДТ-54, Т-74, ДТ-75, ДТ-75М и АГРОМАШ 90ТГ. Все эти тракторы роднит одна генетическая черта – гениальная конструкция ходовой части, разработанная еще в 30-х годах

Возврат к списку