Новости


Елизавета Васильевна Фомина, уроженка и жительница деревни Вотланы Аликовского района Чувашской Республики, родилась 11 августа 1918 года. Родилась «Елиз аппа» (так ее называют в округе) в бедной крестьянской семье. Рано лишилась родителей. Было ей тогда всего 13 лет, а младшему брату Степану - всего 2 года. И все заботы по дому и ведению хозяйства легли на хрупкие девичьи плечи. Старший брат Анисим работал почтальоном, почту носил из с. Русская Сорма, что в 6 километрах от их деревни и в тот же день должен был разносить письма и газеты, журналы по деревням. Когда в 1939 году старшего брата призвали в Красную Армию, почтальоном осталась Елизавета. В то же время успевала топить печку и поддерживать чистоту и порядок в сельском клубе.

 10.04.2025


В гостях у Музея истории трактора побывали работники администрации Моргаушского муниципального округа. Служащие не только встретились с тракторами, на которых в свое время трудились их родители, бабушки-дедушки, но также узнали много нового о «железных конях» отечественного и зарубежного производства. Они были по-хорошему впечатлены и современной тракторной техникой, выпускаемой на предприятиях Концерна «Тракторные заводы».
 03.04.2025






 

 


 

Интересные факты из биографии великого русского изобретателя-теплотехника, создателя первой в России паросиловой установки Ивана Ивановича Ползунова

Интересные факты из биографии великого русского изобретателя-теплотехника, создателя первой в России паросиловой установки Ивана Ивановича Ползунова

Детство и юность.

Иван Ползунов родился в 1728 году в Екатеринбурге в семье отставного солдата. Молодой человек окончил Горнозаводскую школу при Екатеринбургском металлургическом заводе. Затем он обучался у главного механика уральских заводов, что сыграло большую роль в дальнейшей судьбе ученого.

Работа на заводе.

12-летний Иван получил направление на Колывано-Воскресенские заводы на Алтае, которые специализировались на добыче полезных ископаемых. Здесь, тратя все свободное время на изучение профильной литературы, Иван Ползунов быстро стал одним из лучших специалистов в своем деле. В 1747 году главный командир Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр отобрал лучших горных специалистов, в число которых вошел Иван Ползунов. При Барнаульском медеплавильном заводе 18-летний юноша был назначен смотрителем и учетчиком при плавильных печах, а вскоре его повысили до младшего шихтмейстерского чина (младший горный чин). В 1759 году благодаря своей усердной работе Иван Ползунов получил первый обер-офицерский чин.

Изобретение первой паровой машины.

Иван Иванович считал, что необходимо заменить устаревшее водяное колесо, применяемое на горнодобывающих предприятиях, на более удобные и производительные паровые установки. В 1763 году он разработал паровой двигатель, или как его называли «огненный», после чего был произведён в «механикусы». Паровая машина Ползунова была первым в мире двухцилиндровым двигателем, не требующим вспомогательного гидравлического привода (способным работать без проточной воды и водяного колеса). В 1764—1766 годах он сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей. В отличие от первого, который имел 1,8 л.с., новая машина была мощностью в 32 л.с. К сожалению, изобретатель скончался за неделю до пробного запуска машины от болезни.

Иван Ползунов и Джеймс Уатт.

Параллельно в 1766 году шотландский инженер, изобретатель-механик Джеймс Уатт построил свой первый двигатель, схожий с разработкой Ползунова. Это был пароатмосферный, одноцилиндровый двигатель с изолированной камерой конденсации пара. В 1775–1776 годах Уатт выпустил под своим именем первые промышленные паровые машины. Спустя почти двадцать лет разработок, в 1782 году, Джеймс Уатт запатентовал систему, которая стала основой всей промышленной революции — первую паровую машину двойного действия.

Изобретение паровой машины послужило толчком для дальнейшего развития транспортных средств. Паровой двигатель начали использовать в железнодорожном, водном и безрельсовом транспорте.


Возврат к списку